Уже полгода прошло, как Ваш малыш впервые переступил порог школы, и можно подвести итог, как он в ней адаптировался, каких успехов добился, каких неприятностей не удалось избежать. Начало учебного года в памяти ребёнка запечатлелось торжественным и праздничным: эффектным ранцем, красивой формой, учебниками и тетрадками с яркими обложками, поздравлениями на линейке возле школы, но затем наступили будни с их сложностями, трудностями обучения и общения. Вы уже убедились, дорогие родители, что, отдав ребёнка в школу, Вы не почувствовали подспорье в его воспитании, зато появилось много новых требований и проблем. И стал забываться потихоньку праздник начала сентября…
Но что же делать, чтобы школьный праздник не исчезал из души, чтобы дети учились и радовались?
Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях. Школа прежде всего работает на получение образования, выполнение программы обучения, здесь царствует диктат учителя, направленный на воспитание коллектива – Вы отдаёте детей в подчинение чужого взрослого человека. Хорошо, если детям повезло, и они попали под руководство прогрессивно мыслящего и человечного педагога, а если нет?
Давно известно, что малыши, посещающие детский садик, адаптируются в школе легче домашних – они приучены жить в коллективе, слушаться воспитателя, могут самостоятельно одеться, раздеться, пользоваться туалетом, заводить знакомства с детьми, общаться с ними, и поэтому довольно легко включаются в школьную жизнь. Где-то в подсознании у них живёт ощущение, что это новый детский садик, только посуровее, с другими требованиями. Такие дети приходят в школу, как правило, с иммунитетом против детских инфекций и редко пропускают занятия по болезни, а значит, не отстают в учёбе, им не надо догонять остальных.
У Вас не было возможности отдать малыша в детский сад, и к школе Вы готовили его самостоятельно – учили счёту, чтению по складам и надеялись на успешную школьную адаптацию. За эти полгода Вы уже выяснили, что Ваш ученик первого класса медленно читает, не аккуратно пишет, не внимателен в классе, вертится на уроках, забирается под парту во время объяснения – из чего делаете вывод о плохой подготовке его к школе. Вы очень расстроены, недовольны, и это может отразиться на психике ребёнка. Постарайтесь собраться с силами, спрячьте своё раздражение и вспомните, что Вы упустили при подготовке к школе.
В первом классе не ставят формальных отметок. Оценка ответу малыша или его письменной работе даётся только словесная: «Молодец», «У тебя сегодня не получилось», «Неплохо написано», и дети стремятся заслужить симпатии учителя... Бесполезно расстраиваться родителям, срывать своё раздражение на малыше, если он отстаёт в чём-то от одноклассников – ребёнок меньше всего виноват в недостаточной подготовке к школе. Кроме обучения буквам и счёту его нужно было подготовить к контактам с учителем и учениками, научить пониманию обращений, умению следить за речью и командами, выдерживать очень длинный урок, познакомить с местом учёбы, поиграть в школу: посадить ребёнка за воображаемую парту вместе с игрушками, задавать вопросы, отдавать распоряжения…
Все Ваши опасения и тревоги насчёт отставания в учёбе могут оказаться преждевременными, и в следующие полгода малыш успешно наверстает умение читать, писать, вычислять. Для домашнего чтения полезно приобрести детские книжки с очень коротенькими рассказами или стишками и всегда просить пересказывать своими словами содержание, чтобы ребёнок вдумывался в его смысл. Вместе со своим малышом организуйте дома его рабочее место так, чтобы не терять времени на поиски различных предметов. Если нет специальных приспособлений для хранения учебников, тетрадей, ручек, фломастеров и других важных вещей первоклассника, можно сшить из остатков ткани (лоскутков) или склеить из картона разноцветные карманы, расположить в них богатство малыша для школы, подписать и повесить рядом с партой для занятий.
Компенсировать временный неуспех в учёбе можно занятиями в кружках при школе, спортивных секциях, попробовать активно включать в процесс домашнего обучения игровые элементы. Интересные мысли насчёт игрового обучения высказывал ещё древнегреческий философ Платон: «Не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры». Можно попросить малыша поделить яблоки или сладости между членами семьи, раздать по одному определённое количество орехов, учиться таким образом операциям сложения и вычитания...
Очень неплохо стимулируют развитие мышления и сообразительности шахматно-шашечные кружки при условии регулярного их посещения или использование шахмат для математических игр. Возможность выбора и игровой подход усиливают память и сообразительность. Нужно, чтобы у малыша изменилось отношение к учёбе, чтобы ему важно было учиться, потому что это очень интересное занятие. Но если, несмотря на все Ваши усилия, ребёнок капризничает, не хочет идти в школу, испытывает страх и сильную тревогу, то необходимо срочно побеседовать с учителем, ведь он будет с ним ещё три с половиной года…
В случае если разговоры не помогают, и ребёнок всё так же страшится школы, панически боится преподавателя, выходом может стать перевод его в другой класс или даже другую школу, не допуская развития «школьного невроза». Уровень тревожности первоклассников зависит от того, насколько гармонично им удаётся сочетать требования семьи и школы. Если учитель не помогает малышу приспособиться к новой жизни и противопоставляет его другим детям, то у него могут развиться серьёзные нарушения здоровья, проявляющиеся в истериках с повышением температуры, головными и желудочными болями.
Неблагоприятное протекание адаптации первоклассника может происходить по разным причинам и неготовность к школе лишь одна из них, но могут быть и другие – разлад в семье, например, или сложности с освоением предмета, или конфликты с одноклассниками…
Может возникнуть уже в первом классе и проблема ругани. Услышав от ребёнка ругательства, родители приходят в ужас: «Надо же, за полгода такой гадости набрался!». Не спешите обвинять первоклассника: он ещё не понимает смысла матерной ругани, и, произнося её, возможно, проверяет Вашу реакцию, надеясь узнать от Вас смысл незнакомых фраз. Объясните ребёнку, что эти слова произносят очень невоспитанные дети и попросите не быть такими, как они.
Будем внимательными к своим детям, к состоянию их психики, к их адаптации в школе, и всё у них образуется!
Источник материала |