У резиденции Егора, около большого костра, сложенного из гнилушек и отгонявшего мошку в этот жесткий летний вечер, стояла целая толпа, и люди все время еще подходили и подъезжали на лодках. Весь день сегодня ждали, что вот-вот поймают и приведут преступника, в погоню за которым хлынула в разные стороны добрая полусотня старателей.
Утром с дальнего участка приехал старик старатель, работавший в одиночку в штольне. Заглянув поутру к соседу на участок одолжить сольцы, он оторопел, увидав там перерубленные тела целой семьи. Только маленький мальчик спасся, забравшись под перевернутую лодку. Сашка разослал добровольцев в разные стороны и сам ушел на поиски вместе с Василием. И вот уже поздно, а их все нет. «Не на след ли напали? – думает Егор. – Дело не шуточное, преступник взял ружье. Он станет отстреливаться». Разговор шел о жизни и смерти, можно ли казнить преступника, есть ли право отымать жизнь у человека. Студент доказывал, что не преступники виноваты, а общество, в котором они являются. Преступник – сломленный человек, он из какой-нибудь несчастной семьи, порождение бедности, пьянства. Он заговорил опять на свою любимую тему, что общество устроено плохо, а должно быть лучше. – У государя и у его семьи в Петербурге два десятка дворцов. – К чему бы это? – спросил Никита. – А к тому… – Смотри, парень! – мрачно сказал Жеребцов. У всех тяжело на душе, и все ждали, что произойдет что-то еще более ужасное. Никто не обращал особенного внимания на суждения Студента. На прииске и прежде шли подобные толки. Бывало, что старатели ссорились, дело доходило до драк. – Это сахалинец! – сказал Никита. – Может быть! Кто бы он ни был, это садист. Это вины с общества не снимает. Студент пользовался случаем уязвить своих толстокожих слушателей, отнести все беды их темноте, неразвитости. – Пусть он только попадется! – молвил Санка Овчинников. – Мы ему докажем обчество! – Санка опять приехал с тамбовцами на прииски и опять мыл отдельно от брата. – Вот наш Котяй, к примеру, – сказал он. – Разве ему не жилось на старом месте? – Что тебе Котяй? Что Котяй? – отозвался из толпы старший брат, и Санка утих, чувствуя в его голосе угрозу. – Послушай, президент! – улыбаясь, сказал Полоз. – Зачем ты для каждого хочешь справедливости, кому она нужна? Надо разрешить людям жить свободно. – Убил? Дай с ним расправиться. Надо давить слабосильную мелочь. Что в природе? Дерево растет и глушит все вокруг. Кто слабый, все равно погибнет, вымрет или ослабнет, или будет замедлять развитие общества… Говорил это на вид тихий улыбающийся человек, но от его слов по толпе прошел злобный гул, словно он кинул в души людям горсть горьких семян. – Тут, на прииске, страсти обнажены, смотри, какие сильные артели в нынешнем году составились. Это уже развитое общество! Так пусть и будет все то, что есть в развитом обществе. Ведь все вы сильные люди! Вам ли бояться? – польстил Полоз. – Что же должно у нас произойти? – спросил Голованов. – Беспощадная злоба ко всякой нечисти! – сжимая кулак, зло выкрикнул Полоз. – И талантливый анархизм! – Он вскинул большие ресницы своих красивых, раскосых, телячьих глаз. – Это все и так есть! – сказал Силин. – Зачем еще стараться? Вот тебе сегодня какая борьба! Только бы его поймать… Он еще может не одного стукнуть, пока его свяжут. – А ты хочешь, президент, справедливости и задумываешься о естественном развитии, – продолжал Полоз. – Связываешь руки общества… Есть законы природы. Есть зима и лето. Не может быть летом зимы и наоборот. – Он косо поглядел на Студента. Тот пока боя не принимал. Мужики чувствовали, что Полоз грамотный и ученый и хочет объяснить обществу, что слаб Егор. – Нет, бывает, что снег на петровки выпадает, – сказал Силин. – А зимой оттепель, снег сойдет и покажутся почки, – сказал Егор. – Это не закон, – сильно подчеркнув «не», сказал Очкастый, – а есть закон развития общества. Человек родится, потом детство… – Потом лениться начинает… – И его строжить приходится… – А уж потом борьба опчества, – сказал Силин, – из-за девок, за деньги. Кто за нож, кто кулаком, рублем… А кто тихо трудится и всех перетерпит. – Современное философское ученье! В обществе должен развиться капитализм, и насилие над народом неизбежно будет порождать борьбу во всем многообразии форм. – Против насилия! – сказал Студент. – Какое это насилие? – встрепенулся Пахом, впервые слушавший подобные разговоры. – Это они так рассуждают! – сказал Голованов. – Власти быть не должно, а мы ее выбрали. Другие говорят, в государстве должна быть власть выбрана, как бы примерно у нас на прииске. А разве дело во власти? Не все ли равно, какая власть? – И что же? – Это какой человек! Какая душа у него! – Бог-то знает! Нет власти не от бога! – сказал сектант Кораблев. – Ты толкуешь, – заговорил Егор, обращаясь к Студенту, – что все обеднеют, и придется идти в рудники и на фабрики, что там будет труд на богатого и что так будет лучше. Люди наберутся гнева, сломят старое устройство. Это в других странах, это и у нас будет, говоришь. А как же человек может трудиться у машины, если он голодный? Вот на пароходе есть машина и при ней машинист. Его кормят хорошим обедом. Машина требует сноровки, человеку надо выучиться, чтобы она работала. Ему силу кто даст? Надо желать, чтобы человек всегда сохранил себя и семью. Ты думаешь, мы насилья не видали? Мы от него ушли. Мы видели, как народ на фабрики уходит. – Богатые должны по природе своей делать насилье трудовому рабочему человеку. Это закон, от которого никому не уйти! – сказал Полоз. – Значит, все гибнет! Выживают сильные. – Вы очень ловко применяете современные поиски социалистов к собственной выгоде. Да-да! Торгуете! – сказал Студент. – Какие разговоры! – Пахом плюнул, надел шапку и ушел. На его место вышел Илья. – А кержаки не пьют и не едят из одной посуды! – сказал он. – Да, мы так! – сказал Кораблев. – А что же? – сказала молодая кержачка. – Из грязной посуды пить? Сравни кержаков с православным… Сравни свою руку с моей… Кержачка забрала рукав ватной куртки. В кости ее рука была шире, чем у Ильи. – Вот будет революция, и всех кержачек отдадут замуж за чувашей, – насмешливо сказал Очкастый. – Вот и будет насилье свободного капитализма над патриархальным крестьянством. Деревни разорят, возникнут фермеры, хуторяне. А мужики хлынут в города, начнут продавать девок в бардаки к богатым фабрикантам!
– Господа! Не занимайтесь провокацией! – сказал Студент. – Нет, мы работаем. Нам ведь семьи кормить, – сказал Кораблев. – Мы не знаем новой грамоте. А по-старому только умеем. Что же смеяться. – Кержачки выкидышей не делают, как в городе. В бардаки не ходят! – сказала богатырь-староверка. – Разве кержаки царю не служат? – Безропотно! И наград не просят!.. – Видишь, какая отсталость! Реакция! Кому они нужны, неграмотные дети! – сказал Очкастый, поглядывая на Студента. – Работники. Тебя же кормят! – Я прокормлюсь… – Бумагой-то! – Зачем, кому нужна ваша справедливость? Вон сгубили семью! – сказал Кораблев. – А ты как понимаешь, что у нас за республика? – спросил Силин у Студента. – Со временем все захватит капиталист. Это и я скажу. Капитал должен, он хочет все захватить, как более сильный, как угнетатель более умелый в современной жизни. Он поставит машины. Но если все вы будете эксплуатируемые, то это заставит вас объединиться. А пока… – Пока держимся! – Неустойчиво и не вечно, – подтвердил Голованов. – А мы и вечно не хотим! – А что вечно! Вон сама земля, говорят, не вечна. Солнце остынет… Кто-то толкнул Студента кулаком в плечо. – А что же ты сюда пришел? Если тут нехорошо? – Я пришел мыть, как все! Я же человек! – Я бы на твоем месте мотал бы отсюда к капиталисту в приказчики, – сказал матрос, обращаясь к Очкастому. – Вы гнилье народники! – сказал Полоз. – Нет, мы, неграмотные, эту землю раскопали, работали тут. Ничего не зная, каждый для себя. И не знали, что будет с землей и с нами, и хотели себя узнать, сможем ли мыть обществом, – сказал Силин, – не знали, кто прав, и допустили вас к себе, и еще Егор отдал людям, и я прошел его следом и не препятствовал… Мы запахали на Амуре, а теперь открыли золото. Конечно, теперь стали народники! За что такое оскорбление? – Каким он людям отдал? Какому классу? – крикнул Полозу матрос. – Ты ведь в Америку на деньги и на золото можешь убежать… Предоставляем! – Люди хотят жить, – ответил Силин. – Что же обидного в слове «народный»? – спросил Полоз. – Насмешка! – отвечал Силин. – Может, еще всех загребут, как Стеньку Разина, – сказал матрос – А мы ни в чем не виноваты. Смотри, говорят, Амур ожил, во всем мире удивляются, сколько отсюда на Шанхай золота поперло через китайцев. И все идет куда? В английские банки! – Английским и французским банкирам! – с возмущением сказал еврей, часовой мастер. – У нас старики еще прежде говорили, что все идет к худу, – молвил Кораблев. – К анархии, словом! – А если мы начнем вас всех самих вешать, что будет? – спросил у Полоза воронежский мужик. – Ведь мы пока сильней. – Вот это и надо! Какой бы мор на людей пустить, чтобы вымерло все, остался бы десятый, – сказал молодой высокий голубоглазый старовер, которого еще никто и никогда не видел на прииске. – Дурак! С кем же тогда торговать! – ответил ему Никита. – Мы-то стараемся, везем товар. Грабим себе, но стараемся для всех! Подумай! – Погоди, изобретут, что всех перебьют. – Убить надо воров! А хороших оставить… – Это от века бьют друг друга и доказывают, что бьют плохих, – сказал часовой мастер, – а надо нам самим понять, что есть разные люди. – А воры не от воров родятся? – А вы? Вы? – спросил старовер. – Кто же черепа на речке развесил? Это пугать хотите? Нет, ваши черепа тут будут висеть. Все стали оглядываться на молодого бородача. – Все произойдет само собой, – с чувством собственного превосходства заверил Полоз. – В обществе нужна свободная конкуренция и жестокая борьба. И я бы на твоем месте и не сдерживал, президент, страстей. Он убил. Хотят расправиться – пожалуйста… И так пусть идет! А ты связываешь всех своим понятием – справедливость. – Эклектика и демагогия! – сказал Студент. – Обнищание слабых неизбежно! – заговорил Полоз. – Почему мне обнищать, если я буду работать? – спросил Никита. – Работать! Кто работает, тот и сникает. Надо не только работать, а маленько еще и жить! – сказал Тимоха. – Ты бы сказал не работать, а торговать! – А торговля будто не работа? – Конечно, наш прииск – дело временное. Пойдет все богатым! – сказал Егор. – Но все же это дает силу хозяйству, купим то, чего у нас нет, чего даже и не знаем, может быть, познакомимся с тем, что нам на золото привезут. Мы и ума на него прикупим. Нищий не может быть умен! – Правда! – подтвердил мастер. – Кто на свете умен? Тот, кто богат. – А куда этот бородатый делся, который про черепа говорил? – вдруг испуганно спросил Силин. – Ускользнул! – ответил Егор. Все стали оглядываться и озираться. – Чей он? – Видишь, подходил чужой! – Говорят, Бердышов знает, что мы тут моем, и дал нам сроку три года. Потом – разгон и все перейдет к нему… Это от него ходят. – Но зачем нам нищать, когда вокруг богатства? У нас дети растут, мы хотим, чтобы они были умней, разумней. А станем нищими и оглупеем, кто-то нас тогда, конечно, закабалит… А мы сюда ушли от кабалы. Разве вреден тот, кто построился трудами? Ты сам был учен на какие-то добытые кем-то деньги, – обратился Егор к Полозу. – И сейчас пришел к нам. Свое дело ты не можешь совершить без золота, без денег и без нас, без общества. Какое твое дело? Анархия? Нет, анархия – это только отрава. Добыть себе на дорогу и то не мог бы… – А спирт будет при социализме? – спросил матрос. – Нет! – сказал Студент. – Спирт останется для лечения, а спаивать народ тогда никто не позволит. – А кто там с таким разговором? Студент, воодушевляясь, оттолкнул матроса и вышел из толпы. – Егор Кондратьевич, ведь это никто не придумал! Это всюду есть так и неизбежно придет сюда. Мы не одни, мы не оторваны от мира. И ты – редкий человек, умный, дельный. При социализме ты мог бы стать президентом России, если дать тебе образование. – Нет! – с возмущением оборвал Полоз. – Да… – ответил Студент. – Силы выдвинутся из народа. Пока ты нашел место, где создал себе счастье. Разве мы зла тебе хотим? Нет, мы хотим счастья… И тебе… – Нет! – резко перебил его Полоз. – Анархия не отрава, не яд!
– Оба ругают царя и хотят его свергнуть. а между собой не ладят, – сказал Силин. – Студент поласковей. Характеры разные… Хотят одного и того же, а друг друга не любят больше, чем царя. Все знали, что Студент добрый и работает в артели безотказно. Поэтому ему прощали страшные речи против царя и богатых, как неразумному ребенку. – Но ведь и сюда докатится та волна человеческих неурядиц и невзгод, от которой ты ушел. Что такое революция? Вот я верю в нее. – Студент ласково оглядел всех, как бы говорил: смотрите, добрые люди, я такой же, как вы! А я за революцию! – Ты тоже революционер, Егор Кондратьевич, и твое переселение – это твоя революция. – И ты сам можешь убивать богатых и царя? – спросил возвратившийся Пахом. – Мог бы? – Конечно! – спокойно ответил Студент. Пахом посмотрел на его руки. – Скажи, как он смылся! Как смылся! – сетовал Тимоха. Он ужаснулся: «Значит, череп, повешенный в верховьях реки, кто-то нашел. И еще задумал мстить…» – А у китайцев свое обсуждение идет, они тоже вместе собрались и не спят, – сказал Пахом. – Вот видите, значит, и в этом зверском убийстве есть свой смысл, – воскликнул Полоз. – Есть? – исступленно закричал Голованов. – Ах ты… Ты! Его никто и никогда не видал в таком возбужденном состоянии. Был он старичок тихий и работящий. – Должно перегореть человечество, – сказал бывший батрак каторжник Яков. – И я за анархию! Илья вдруг толкнул его в плечо так, что тот отлетел в сторону. – Едут! – вдруг сказал Голованов. Всех подрал мороз по коже. У берега раздался треск. – Ребята, – с тяжелым вздохом сказал Силин, – это Камбала! Все хлынули, ломая кустарники, к берегу. Засветили головню. Камбала в разорванной рубахе и Василий Кузнецов как огромного, туго спеленатого ребенка вытаскивали из лодки обкрученного веревками человека. – Он? – Он! – ответил Сашка. – Сейчас рот ему откроем, он сам все скажет… – Кусается, зараза! – подымая лежащего за волосы, подтвердил Василий. – Иначе его не возьмешь. – Бить его! – Бить нельзя! – ответил Егор. Все стихли.
|